Божественная литургия в с.Курумкан

21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких,   епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай совершил Божественную литургию в  храме  Святой Троицы в селе Курумкан.

Его Преосвященству сослужали: благочинный Баргузинского округа протоирей Сергей Галактионов, иерей  Игорь Гурбась.  Диаконский чин возглавил: дьякон Максим Кадыш.

Со словом проповеди к молящимся обратился отец Евгений Старцев.

По окончании Богослужения Владыка Николай отслужил панихиду, на которой был помянут трагически погибший, главный ктитор Храма Лоншаков Александр Ревомирович.

Всякий раз, когда Церковь вспоминает святых преподобных мужей, то есть тех, кто подвизался в монашестве, читается отрывок из шестой главы Евангелия от Луки: блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны голодные, блаженны те, кого гонят ради святой истины (см. Лк. 6:20-23).

 Нищета,  слезы, и голод, и гонения ― это скорбные обстоятельства жизни, это страдания человеческие. Какая же правда Божия открывается людям в человеческом страдании, в этих стесненных обстоятельствах? Каков духовный смысл человеческого страдания? Этот смысл открывает людям только Евангелие — и ни одно другое, человеческое учение.

В скорби, в страдании человек остается один на один с опасностью, чаще всего со смертельной опасностью. Это либо болезнь, недуг, либо жизненные неудачи и даже катастрофы, либо крупные неприятности по службе, грозящие человеку лишением благополучия.

Святые преподобные отцы не только не избегали страданий, но погружали себя в совершенно особую обстановку, когда никто не мог им помочь в преодолении стесненных обстоятельств. Они уходили от мира, отказывались от поддержки общества, отказывались от денег и власти. Когда преподобные отцы Савватий, Зосима и Герман пребывали на Соловках, что здесь было? Голый, холодный северный остров. Ни жилья, ни крыши над головой. Пронизывающие ветры, снег, стужа. И хотя не такой уж комфортной была жизнь средневековой Руси, но ведь там жили люди, там было тепло, там были дома, там была поддержка. Но преподобные оставили все и приплыли на этот остров, чтобы лицом к лицу, в полном одиночестве, встречать опасности и скорби, которых не было в их прежней жизни, — не имея никакой человеческой поддержки и никакой человеческой помощи.

Для чего это было нужно? А для того, чтобы не на словах, не из книг, а на собственном жизненном опыте понять, что самая великая сила, которая есть, — это сила Божия. И когда человек встречает опасности в своей жизни, когда он проходит скорби вместе с Богом, с великой верой предавая себя Божественной воле, то единственным спасением для такого человека является Бог. И конечно, этот образ жизни приводит людей в особое соприкосновение с Богом. Бог перестает быть просто словом, абстрактным понятием или отвлеченной идеей. Он рядом в каждое мгновение жизни. И устанавливается неразрывная связь человека с Богом — то, чему и служат вера и религия.

Святые преподобные отцы специально погружали себя в такую ситуацию, когда не на кого было надеяться, кроме Бога. Вот почему мы и называем их житие равноангельским житием. Вот почему мы и читаем в память о них это зачало из Евангелия от Луки, где говорится и о нищете, и о слезах, и о голоде, и о гонениях как о ценностях. Всё это является ценностью потому, что именно в этой ситуации, как ни в какой иной, человек оказывается способен увидеть Бога, почувствовать Его руку и опереться на нее.

Христос ведь не призывает всех идти тем путем, которым шли святые преподобные Соловецкие отцы. Но даже тот, кто не идет этим путем, должен знать, что такой путь есть. И когда он окажется в трудных обстоятельствах, наедине со смертельной опасностью, когда он почувствует, что ни власть, ни деньги, ни положение, ни ближние, ни дальние не способны помочь, он должен точно знать, — может, не по своему личному опыту, а по опыту святых преподобных отцев, — что и в этих обстоятельствах, имея веру с зерно горчичное, можно горы сдвигать (см. Мф. 17:20). Вот почему без веры человек становится слабым — марионеткой в руках тех, кто обладает силой. Человек без веры гордится своим рангом, своим положением, своей властью, но на деле оказывается слабым и беззащитным, а потому и легко управляемым, легко поддающимся внушению. В тот момент, когда люди больше всего говорят о свободе, они больше всего покоряются своим страстям, стереотипам мысли, политическим лозунгам, и, оставив Бога, теряют свою свободу и свою способность опираться на ту силу, которая и способна реально помогать человеку в жизни.

Куда еще больший пример? Нужно быть глухим, слепым и вообще неспособным воспринимать историю, чтобы ставить под сомнение то, каким путем должен сегодня идти человек, каким путем должна сегодня идти Россия. Есть только один путь ― путь с Богом. И если мы пойдем по этому пути, то никакие опасности ни в общественной, ни в государственной жизни не поколеблют нашего духа; никакие скорби не надломят нас и не омрачат нашу жизнь. Потому что если с нами Бог, то нет никакой силы, которая могла бы преодолеть силу Божию и которая могла бы разрушить нашу жизнь. Это, может быть, самый важный вывод, который следует сделать из всей истории Церкви, из истории рода человеческого, но, может быть, особенным образом из истории нашего Отечества.