Праздничное архиерейское богослужение в престольный праздник Крестовоздвижения

27 сентября 2021 года, в двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай  совершил праздничные богослужения в Казанском кафедральном соборе города Северобайкальск.

Вечером в канун праздника Крестовоздвижения состоялось всенощное бдение архиерейским служением.

Преосвященнейшиму Владыке Николаю сослужали: ключарь кафедрального собора иерей Владимир (Гончаренко), клирик кафедрального собора иеромонах Георгий (Мкртчян).

Диаконский чин возглавил:  диакон Максим Кадыш.

После Великого славословия Владыка Николай благоговейно совершил Чин Воздвижения Креста Господня, а затем помазал молящихся освященным елеем.

Сегодня мы вспоминаем Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в честь обретения подлинного креста Господня святой царицей Еленой в IV веке в Иерусалиме. С тех пор праздник Воздвижения, посвященный воспоминанию о далеком историческом событии, наполнен также размышлениями о силе и значении Креста Христова.

Каждый православных христианин, взирая на изображение крестного древа, должен понимать, что означает крестный подвиг для всего рода человеческого, для всего мира, а значит, и для нас с вами. Крест есть прежде всего символ страданий, и можно ли себе представить что-то более страшное, чем распятие на кресте живого человека? Это не просто смерть, не просто казнь, а самая позорная казнь в римском обществе того времени. Ведь даже когда человека убивают, его тело все же хоронят, а распятые висели на крестах, на поругание толпе и птицам, с тем чтобы умерший на кресте был предметом насмешек и издевательств, свидетельствующим о никчемности прожитой жизни, приведшей к страшной кончине. На кресте никогда не казнили римских граждан и вообще знатных людей, — если таковые приговаривались к смертной казни,  им отсекали голову мечом. На крест отправляли рабов или и разбойников, представителей самых низких презираемых слоев общества.

Вот и Господь был распят вместе с двумя разбойниками, и, наверное, мало кто делал различие между теми, кто висел справа и слева от Него, и Им Самим, — в глазах окружающих всё это были люди одного сорта, изгои общества, преступники, отчего толпа и глумилась. Образ Распятого не вызывал никакого сочувствия, — только у самых близких людей. Но именно такую смерть избрал для Себя Господь, — которая свидетельствовала о полном уничижении, о лишении всякой чести и достоинства. Господь избирает такую смерть неслучайно, потому что в ней явлен предел человеческой слабости и беззащитности. Уже ничто не могло бы помочь распинаемому, все было направлено на смерть и уничижение, но Господу надлежало через собственные страдания искупить грехи рода человеческого.

Мы знаем, что искупление всегда связано с наказанием. Когда человека по суду приговаривают к тюремному заключению, он оказывается в трудных жизненных обстоятельствах и своими страданиями искупляет свою вину перед теми, кого обидел, или перед страной, чьи законы нарушил. Вот почему человек, вышедший из заключения, уже не преследуется обществом. С него снимается наказание за грех, так как он свое вытерпел и искупил свое преступление. Так же и страшная крестная смерть, которая постигла Спасителя, была страданием, которым может быть искуплен грех всего человеческого рода. И как же любит Бог Свое творение, — настолько, что Единородный Сын Божий, чтобы искупить человеческое безобразие, человеческий грех, восходит на Крест и принимает позорную смерть! Вот почему крест является символом спасения. Вот почему мы преклоняем пред ним свои колени, — потому что мы поклоняемся Христу, уничижившему Себя, принявшему на Себя образ раба распятого, поверженного, но через это распятие искупившего наши грехи и спасшего наши души.

Каждый человек проходит, в большей или меньшей степени, через страдания. Иногда людей постигает большое горе, иногда нечто меньшее, но нет человека, который бы за свою жизнь не пострадал. Или что-то больно уязвило, или болезнь тяжелая, или неудача в жизни, или большие трудности по работе, — да мало ли что уязвляет нас настолько, что мы с большим трудом переносим это страдание, эту печаль! И бывает так, что человек разрушает себя собственными страданиями, — проходя через трудные моменты жизни, он выходит из них разрушенным, ослабленным, озлобленным, порой потерявшим даже всякую надежду на будущее.

Крест Христов, Святая Голгофа — место страдания и искупления всех нас — учат правильному отношению к скорбям и страданиям. А когда уж совсем тяжело в жизни, когда кажется, что сил никаких нет, чтобы выдержать все, что выпало на твою долю, подойди к кресту Господню, внимательно посмотри на Его изображение, соотнеси муки ни в чем не повинного Спасителя со своими житейскими скорбями и помолись Господу перед Его крестом. И пусть Господь даст и вам силу достойно пройти через скорби, болезни и страдания, не разрушая самих себя ни духовно, ни физически, и выйти из полосы жизненных трудностей с новыми силами, с новым взглядом на жизнь, с новым душевным состоянием — состоянием победителя, достойно прошедшего через испытания.

Мы знаем, что человеческий рост, развитие личности невозможно без преодоления трудностей. Они бывают разные, но это неотъемлемая часть нашей жизни. И для того чтобы мы, христиане, верующие в Господа, признающие силу Его Креста и Воскресения, могли быть сильными во всех обстоятельствах жизни, мы должны научиться у Господа Спасителя, взирая на Его крест, великой силе и способности спасительно преодолевать свои собственные скорби. Христианская вера — это вера сильных людей. Не потому что мы сильны — вовсе не так. Есть очень богатые материально люди, имеющие политическую власть, — мы не такие, но мы сильны тем, чему научил нас Сам Господь. Мы сильны верой в преображающую нас спасительную силу Креста Господня. Именно поэтому вера — это дело сильных людей, потому что через веру мы становимся сильными, исполняясь Божественной благодати.

Никогда не сомневайтесь в Божественном присутствии в мире, с чистой совестью и с детской верой просите Господа, чтобы Он вам помогал в жизни. В ответ на эту веру Господь много даст, в том числе в трудных обстоятельствах жизни.