Божественная литургия в Неделю о Закхее

18 февраля 2024 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице,  епископ Северобайкальский и Сосново — Озерский Николай  совершил Божественную литургию в  Казанском кафедральном соборе города Северобайкальск.

Его Преосвященству сослужали: ключарь казанского кафедрального собора иерей Владимир (Гончаренко), клирики казанского кафедрального собора: иерей Евгений (Родионов), иеромонах Сергий (Белоусов). Диаконский чин возглавил:  диакон Максим Кадыш.

В завершении божественной литургии Владыка Николай произнес  проповедь и преподал всем свое архипастырское благословение.

Сегодня мы вспоминаем  Закхея — мытаря. По-нашему, это таможенный чиновник; мытарня — это таможня в переводе со славянского на русский. А работа на таможне развивала в людях не самые лучшие качества, потому что эти чиновники были практически бесконтрольны. Они сами определяли размер налога за провозимый товар и обогащались, в большинстве случаев совершенно бесчестно, обирая проезжавших через таможню. Закхей и был таким мытарем, таким таможенным работником и, конечно, поступал так же, как и остальные.

Но удивительным образом Господь избрал этого грешного человека — во-первых, чтобы он изменился, но еще и для того, чтобы о нем узнал весь мир. На протяжении двух тысяч лет все знают о Закхее — по тем словам, которые он сказал Спасителю, когда устыдился своей жизни и своих действий. Закхей просил Господа, чтобы Он простил его, и пообещал воздать каждому, кого обидел, во много крат больше, чем взял.

Иногда люди, обладающие властными полномочиями, переоценивают свое значение, — потому что многие им подчиняются, многие от них зависят, — и теряют критическое отношение к самим себе. Вот самый большой грех человека во власти — когда голова начинает кружиться, и он связывает свое положение не столько с тем, что занимает определенное место, а с собственной личностью. И мы знаем, что у людей, подчиняющихся такой жизненной логике, развивается множество пороков.

Поэтому сегодняшнее евангельское чтение очень поучительно. В первую очередь, по отношению к тем, кто во власти, особенно к тем, кто имеет власть взимать с граждан денежные средства. Эта работа требует особенной внутренней силы, особой честности. Нередко возникают искушения, и ведь многие берут, что греха таить, а если раз взял, два взял, то и некая жизненная позиция появляется: а почему бы нет, другие еще хуже, чем я… Но в сегодняшнем чтении мы слышали о таможенном чиновнике, который после встречи с Господом радикально изменил свою жизнь и произнес замечательные слова: кого обидел — все верну, отдам гораздо больше, чем взял.

Однако пример Закхея имеет отношение не только к тем, кто имеет некие властные полномочия, особенно в сфере финансов. Это вообще картинка из нашей жизни. Ведь тот, кто посильнее, кто позначительнее, кто повлиятельнее, нередко пользуется привилегиями своего положения, и не всегда безукоризненно с нравственной точки зрения. Сегодняшний рассказ — в первую очередь о тех, кто имеет власть над другими и не всегда бескорыстно ее осуществляет. Но как Закхей принес покаяние и был прощен Господом, так и каждый, кто согрешает, обижая других ради собственного материального благополучия, должен, отталкиваясь от евангельского примера, подумать и о своей жизни: а не настало ли время развернуться в правильную сторону, как это сделал Закхей?

Человек может занимать любое положение, но должен помнить, что даже если он — над другими, то над ним — Бог, нелицеприятный Судья. Поэтому повествование о Закхее является очень актуальным для всех времен и для всех народов. Каждый должен примерить на себя эту историю с Закхеем и спросить себя: если я глава семьи — как я отношусь к детям, к жене? Если начальник — как я отношусь к своим подчиненным? Это совсем не означает, что история Закхея призывает всех быть мягкотелыми — совсем нет! Какое бы человек положение ни имел, он никогда не должен забывать, что спасается пред Богом не своим служебным положением, не своей зарплатой, не своей властью, а исключительно исполнением Божьего закона. И да помогает всем нам Господь — и светским, и духовным — всем, у кого есть какое-то начальствующее положение, почаще вспоминать Закхея и в соответствии с мудростью этого евангельского рассказа устраивать свою собственную жизнь.

                                                                                      Источник: (Официальный сайт Московского Патриархата)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.