Покаянный канон прп. Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста

Епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского:

Вечером 18 марта 2024 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, в Казанском кафедральном соборе города Северобайкальск.

Вечером 19  марта  2024 года, во вторник первой седмицы Великого поста, в  храме в честь Владимирской иконы Божией Матери  в  п.Нижнеангарск.

Вечером 20 — 21 марта 2024 года, в среду и четверг первой седмицы Великого поста, в Казанском кафедральном соборе города Северобайкальск.

Его Преосвященству сослужали: ключарь казанского кафедрального собора иерей Владимир (Гончаренко), клирик казанского кафедрального собора иерей Евгений (Родионов). Диаконский чин возглавил:  диакон Максим Кадыш.

По окончании богослужения Владыка Николай  обратился к верующим с проповедью.

Мы с вами вступили в поприще Святой Четыредесятницы. Особое время, которое дает нам возможность духовно сосредоточиться, оторваться от повседневных забот, радостей и скорбей, всего того, что заслоняет от нас главное измерение жизни — духовное, религиозное измерение.

В течение поста православному человеку, да и людям недостаточно воцерковленным, но имеющим интерес к духовной жизни, предоставляется возможность о многом поразмышлять. Пост — это время, когда мы молимся и одновременно задумываемся о своем жизненном пути, о том, что мы совершаем доброго, и совершаем ли, и что мы совершаем недоброго; как избавиться от последнего и развить в себе навык добродетели. Другими словами, пост — это время наблюдения за своей духовной жизнью.

Дисциплина поста включает в себя ограничение принятия определенных видов пищи. Люди мало воцерковленные нередко говорят: «Не так уж важно, что вы едите; главное — не то, что в вас входит, а что от вас исходит», что пост дело второстепенное, главное не делать плохого, никого не обижать, не обманывать и так далее.

На самом деле это совершенно неправильный подход, и, может быть, одно из самых важных тому свидетельств — сама история установления постов. Традиция поста принадлежит глубочайшей древности — в древности постились перед сражениями, перед испытаниями, даже во время болезни. А почему? А потому что люди чувствовали, сознавали и на опыте знали, что пост укрепляет духовные силы, утончает чувства, делает человека более способным к богообщению. Молитва становится другой, взгляд на мир становится другим.

А ведь на самом деле речь не о пище — речь о способности человека управлять самим собою, управлять своими страстями и желаниями. И не нужно прислушиваться к тем голосам, которые,  утверждают, что пост — дело второстепенное.  Если в малом не можем что-то сделать ради Бога, ограничивая себя от определенного вида пищи, что же говорить о большом? Если ради спасения своей души, ради возвышения своих чувств, ради укрепления своей веры мы неспособны принять на себя совсем небольшой подвиг? А в нынешних условиях, когда доступна прекрасная постная пища, это время даже нельзя назвать постным подвигом — настолько все просто и легко.

Пост необходим как средство духовного самовоспитания, выработки навыка самоограничения, а самое, может быть, важное — как наша небольшая жертва Господу. Приносим эту жертву, и Господь по милости Своей, по любви к нам нечто дарует в ответ на наш маленький подвиг. И многие люди, с радостью встречая Светлое Христово Воскресение, сознают, что эта радость была обусловлена еще и тем, что мы постились, ограничивали себя, приходили почаще в храм. Наступило светлое Пасхальное торжество — сердце радуется, душа радуется, не в последнюю очередь именно потому, что мы держали пост.

Хорошо известно, что во множестве случаев ограничение в употреблении калорийной пищи укрепляет здоровье и даже излечивает некоторые болезни. Поэтому давайте отложим в сторону всякие ссылки на здоровье, на некие трудности, на недостаток возможностей и постараемся попоститься в течение этого Великого поста. Если кто-то будет изнемогать — ну что ж, прийти к священнику, сказать о своем изнеможении, и, может быть, священнослужитель даст разрешение на послабление поста.

Пост — это духовная весна, пост — это возрождение нашего чувства веры, это время молитвы; и ни в коем случае нельзя проспать эту возможность — ее надо максимально использовать.

И да помогает нам Господь, вступив на поприще Великого поста, не озираться вспять, как говорит слово Божие, не уходить в сторону, а с упованием на помощь Божию и с благодарением Господу за возможность пройти это поприще, приступить к нему, чтобы с радостным чувством встретить Светлое Христово Воскресение и радоваться великому празднику победы жизни над смертью, сознавая, что подготовка к нему всех нас немножко изменила к лучшему. А произойдет это тогда, когда мы достойно пройдем поприще Святой Четыредесятницы.

И да поможет нам Господь — достойно пройти великое поприще святого поста, чтобы в радости и мире душевном встретить Светлое Христово Воскресение.

      Источник: (Официальный сайт Московского Патриархата)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.