4 мая 2024 года, в Великую Субботу, епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Казанском кафедральном соборе города Северобайкальск.
Его Преосвященству сослужали: ключарь казанского кафедрального собора иерей Владимир (Гончаренко), клирики казанского кафедрального собора: иерей Евгений (Родионов), иеромонах Сергий (Белоусов). Диаконский чин возглавил: диакон Максим Кадыш.
В завершении божественной литургии Владыка Николай обратился к молящимся с архипастырским словом, поздравил причастников — с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем свое архипастырское благословение.
Это день, который предшествует Светлому Христову Воскресению. День, когда уже завершилась земная жизнь Спасителя: Он был мертв, Он лежал во гробе, но ведь таков земной путь каждого человека, от рождения до гроба. И весь этот путь Спаситель прошел: Он родился в убогой пещере, Он жил в бедной семье, Он воспитывался благочестивыми родителями, Он беззаветно служил, исполняя миссию, которую должен был осуществить, проповедуя спасение, явленное роду человеческому. А слова, которые связаны с провозглашением Божией правды, — как меч обоюдоострый, по слову Божию (см. Евр. 4:12). Как меч способен разделить человеческое естество, разрубить человека, так же и слово Божие разрубает внутреннюю суть человека, отделяя доброе от злого.
Сегодняшний день, день завершения земного бытия Спасителя, как бы подводит черту под Его миссией. Об этой миссии можно и нужно говорить, и действительно, о ней многое говорят и пишут. Но если в нескольких словах сказать, что же совершил Христос, — Он нас спас. Когда мы говорим о спасении, мы обычно имеем в виду избавление от самого страшного, что только может быть. Мы говорим: он был спасен на водах — то есть тонул, но его спасли. Он был спасен в горах — шел на лыжах, сорвалась лавина, и человек должен был погибнуть, но его спасли. Вот так и Господь спасает нас: каждый совершает грехи, так что они накапливаются, как тяжелые гири, которые топят душу, не дают ей всплыть, а тем более вознестись к небу; но Господь Своим пришествием отрубил канаты, связывающие человеческую душу с гирями, и дал нам возможность вознестись туда, где Он пребывает в Своем Божественном Царство.
Сегодняшний день, предшествующий Пасхе, исполнен очень многих смыслов. Во-первых, само наименование «суббота» означает «покой», потому что Господь упокоился от дел Своих (см. Быт. 2:3). А это значит, что и каждый человек должен иметь время покоя. Сегодня наша жизнь очень динамичная, она очень многого от нас требует. Люди учатся, работают, работают, учатся, занимаются домашними и еще многими-многими другими делами, крутятся, как говорит русская поговорка, как белка в колесе, и трудно остановить это движение. Но когда человек все время двигается, когда он все время решает сиюминутные задачи, которые перед ним стоят, он теряет перспективу, он не видит стратегических задач, он не видит, что же самое главное, чего он должен достичь в своей жизни.
Суббота, день покоя, и должна давать человеку возможность остановиться и подумать о своей жизни, о своем предназначении, о своем целеполагании. В христианской традиции суббота совместилась с воскресным днем, и именно воскресный день мы посвящаем молитве. Этот день должен пройти в покое, так чтобы человек набрался не только физических, но и духовных сил для продолжения своих трудов. А потому очень важно, чтобы день покоя всегда сопровождался молитвой — молитвой в храме, определенным временем, которое можно было бы посвятить самому себе. Не в том смысле, чтобы сделать прическу, погладить одежду или привести квартиру в порядок, но в том смысле, чтобы подумать, что мне нужно сделать, чтобы исправить мой внутренний беспорядок, чтобы убрать мусор из своей души, чтобы набраться сил для достижения самой главной цели — совершить то необходимое, к чему Господь нас призывает и что вводит нас в Небесное Царство, Божественное и вечное.
Суббота — день покоя, и важно, чтобы у каждого человека был этот день. У христиан, он совмещен с воскресеньем. Мы должны блюсти воскресный день, как древние иудеи старались соблюдать день субботний, в который нужно святить Имя Божие: «день же седьмый — суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20:9).
Следующий день для нас не просто воскресенье — это праздник Святой Пасхи. Конечно, у всех православных людей в канун Пасхи есть какие-то обязанности: срочно написать поздравления, отправить подарки, кто-то занимается уборкой своих помещений, кто-то звонит друзьям, знакомым, родным. Наверное, все это тоже нужно делать. Но очень важно не сопровождать эти дела суетой, дать возможность и уму, и душе, и сердцу отдохнуть, сосредоточиться, чтобы с духовными и физическими силами, придя сегодня на ночное богослужение, прославить Воскресшего Спасителя.
Источник: (Официальный сайт Московского Патриархата)