Епископ Северобайкальский и Сосново — Озерский Николай совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского:
Вечером 3 марта 2025 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, в Казанском кафедральном соборе города Северобайкальск.
Вечером 4 марта 2025 года, во вторник первой седмицы Великого поста, в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в п. Нижнеангарск.
Вечером 5 марта 2025 года, в среду первой седмицы Великого поста, в храме преподобного Сергея Радонежского в п. Новый Уоян.
Вечером 6 марта 2025 года, в четверг первой седмицы Великого поста, в Казанском кафедральном соборе города Северобайкальск.
Его Преосвященству сослужали: благочинный Северобайкальского округа иерей Владимир Гончаренко, иерей Евгений Родионов, иерей Александр Куликов. Диаконский чин возглавил: диакон Максим Кадыш.
По окончании богослужения Владыка Николай произнес проповедь.
В молитве Ефрема Сирина мы слышим всем нам хорошо известные слова: дух праздности, уныния не даждь ми. Уныние способно убить человека, и знаем, что именно уныние нередко приводит к самоубийству. В молитве «Господи и Владыко живота моего» мы связываем воедино праздность и уныние, и святые отцы также учат, что причиной уныния чаще всего является праздность, а уныние, если его не остановить, может повлечь за собой самые страшные последствия для человеческой жизни.
Праздность и отдых — это разные вещи. Человек обязан отдыхать, без этого наш организм не в состоянии работать. Но праздность — это не отдых, это праздное, то есть в переводе со славянского пустое времяпрепровождение. Пустота, ничего нет! Человек не нагружает ни свое сознание, ни свою волю, ни свои чувства, и это разлагает сознание, разрушает волю. Следует помнить, что отдых может перерасти в праздность. Если во время отдыха мы ничего не делаем, то мы словно приобретаем семена, могущие принести страшный плод праздности.
Для того чтобы не заразиться этой болезнью, мы должны нагружать свой разум, а для этого необходимо думать. Поэтому очень важно насыщать свой разум чем-то таким, что никак не даст нам расслабиться в праздности, — и таким средством, является чтение. Каждый православный человек должен читать. Чтение духовной литературы должно быть непременно частью нашей жизни.
Эта литература несет очень сильный духовный и интеллектуальный импульс, способный возбуждать наше сознание, пробуждать нашу совесть, укреплять наше нравственное чувство. Другими словами, православный человек не просто может — он должен читать.
Время поста — это время молитвы и вместе с тем время самоанализа, размышлений о самом себе. Это время, когда мы должны поставить под особый контроль наши мысли, наши чаяния, наши мечты, наши заботы. Внимательно посмотреть, что из всего этого действительно необходимо нам или нашим родным и близким, а что просто мишура, что подобно сорнякам, которые заполняют поле и мешают произрастать злакам. Время поста должно привести нас к перемене — перемене нашего внутреннего состояния. А покаяние, означает перемену от худшего к лучшему. Мы должны пройти через этот опыт перемены, дивный опыт. Если человек достигает целей, хотя бы небольших, он чувствует, насколько это важно. Он чувствует, как благотворно на него влияет произошедшая перемена. Он становится спокойнее, он становится менее раздражительным, он становится сильнее.
Прохождение поприща Великого поста преследует только одну цель — чтобы каждый из нас стал лучше, чтобы каждый из нас приблизился к Господу настолько, чтобы реально воспринимать действие Его Божественной спасительной благодати. Чтобы, войдя в радость Светлого Христова Воскресения, каждый сказал: «Благодарю Тебя, Господи, за поприще Великого поста. Мне действительно стало легче. Я чувствую себя лучше. Ты благодатью Своею укрепил и мой разум, и мои чувства, и мою волю».
Источник: (Официальный сайт Московского Патриархата)