Епископ Николай совершил Божественную литургию в престольный праздник храма Спаса Нерукотворного

29 августа 2025 года, в престольный праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа,   епископ Северобайкальский и Сосново-Озёрский Николай совершил праздничную Божественную литургию в  храме Спаса Нерукотворного в селе Сосново-Озерское.

   Его Преосвященству сослужали: благочинный Сосново-Озёрского округа иеромонах Иоанн (Евтюшенко), иерей  Александр Жимбеев, иеромонах Георгий (Мкртчян).  Диаконский чин возглавил: диякон Максим Кадыш.

   По окончании литургии, Преосвященнейший  Владыка Николай, духовенство и миряне совершили традиционный крестный ход вокруг храма Спаса Нерукотворного.

   По окончании богослужения было совершено освящение плодов нового урожая — орехов и зерна. Затем Владыка Николай обратился к собравшимся с архипастырским словом, поздравил с престольным праздником и преподал всем свое архипастырское благословение.

   Праздничный день завершился архипастырским визитом: епископ Николай посетил строящиеся храмы в селах Гергиевское и Ульдурга.

   Сегодня большой праздник. В народе мы называем этот день Третьим Спасом — праздник установлен в честь перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь, которое состоялось в 944 году по инициативе византийского императора Константина Багрянородного.

   Эдесский царь Авгарь болел проказой. Услышав о чудотворце — Иисусе из Назарета — царь посылает к Нему знакомого художника, повелевая написать изображение Спасителя и пригласить Его в Эдессу. Посланный не может даже подойти к Господу, потому что огромные толпы окружают Его, и пытается издали, с холма, нарисовать Его портрет, но ничего не получается. Когда посланник уже отчаялся исполнить повеление, Господь Сам подозвал его и обещал вручить то, что необходимо царю Эдесскому. И, умывшись, Господь вытер лицо Свое полотенцем, на котором чудесным образом отобразилось Его изображение, и отправил это изображение вместе с письмом царю Авгарю. Тот по вере своей исцелился, а позже апостол Фаддей пришел в те места, где проповедовал Христа и крестил, и по молитвам Фаддея оставшиеся следы проказы исчезли с лица царя Авгаря.

  Правнук Авгаря был идолопоклонником, язычником — он отступил от христианской веры своего праотца и покушался на христианские святыни. И тогда епископ Эдессы, опасаясь, что Нерукотворный образ Спасителя, висевший на крепостной башне над входом в город, может быть уничтожен, тайно, ночью закрывает этот образ штукатуркой.

   Так образ исчез. Только в 545 году, когда к Эдессе подступили персы и над городом нависла страшная угроза, епископ, получив откровение свыше о том, что чудотворный образ Спасителя по-прежнему находится на той самой башне, открыл этот образ. С горячей молитвой жители Эдессы обратились ко Господу, и враг не посмел войти в город.

   Наверняка были ученые, исследователи, которые весь этот рассказ про эдесского царя, про Нерукотворный образ воспринимали как всего лишь легенду. Но как же поразительно все то, что произошло со Спасом на Спасской башне в городе Москве, повторяет эту историю с Нерукотворным образом! Как и в древней Эдессе, ко власти пришли язычники, люди, не верившие в Бога, которым сам вид иконы на главной башне Московского Кремля претил, не соответствовал их убеждениям. И отдан был приказ уничтожить эти иконы, но по милости Божией с ними произошло то же, что произошло с Нерукотворным образом, — они были закрыты от глаз гонителей и сохранены, и ныне явлены нам.

    Нам явлен образ Спасителя для того, чтобы мы, подобно древним жителям Эдессы, спаслись — спаслись от нового языческого пленения, от безумия, которое захватило и захватывает сознание людей. Этот образ, явившийся нам так неожиданно, — разве не Божие чудо, являемое Москве, России и всему миру? И может быть, сегодня как-то особенно прозвучали слова из послания апостола Павла к Колоссянам, которые мы только что слышали. Говоря об Иисусе Христе, апостол свидетельствует: Он есть образ Бога невидимого, человеческий образ Бога, невероятная и непостижимая Божественная тайна (см. Кол. 1:15). В человеческом облике Бог является людям, и возжелал Господь, чтобы Его изображение также вошло в историю рода людского.

  Икона дает нам возможность видеть невидимого Бога, возможность соприкасаться с невидимой Божественной реальностью. Если картины помогают нам увидеть прошлое, понять духовный мир художника и его эпохи, многому научиться и многое понять из прошлого, то икона помогает нам видеть вечное — и прошлое, и настоящее, и будущее, тот мир духовный, ту реальность, в которой пребывает Бог. Через икону мы своими человеческими очами всматриваемся в этот мир, и не просто взираем на него, но икона становится неким каналом, обеспечивающим связь человека с этим миром. Через эстетический образ открывается Божественная реальность и воздействует на человека так, что он становится способным видеть иное бытие.

  Вот почему мы называем икону святыней — потому, что есть нечто непостижимое в воздействии образа, Божественного образа, на человека. Это не просто эстетическое наслаждение, не просто эстетический восторг — это действительно обретение иного мира. И через огромное по силе духовное воздействие человек приземленный, укорененный в исторической реальности, становится способным, поднявшись над этой реальностью, увидеть Бога и прикоснуться к вечности. Все совершается по воле Божией — за грехи человека он лишается святыни, и возвращаются святыни тогда, когда люди становятся достойными и способными их принять.

                                Источник: (Официальный сайт Московского Патриархата)

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.