В праздник Вознесения Господня епископ Николай совершил Божественную литургию

13 июня 2024 года, в праздник Вознесения Господня, епископ Северобайкальский Николай  совершил Божественную литургию в  Казанском кафедральном соборе города Северобайкальск.

12 июня 2024 года, накануне праздника Вознесения Господня, Владыка Николай совершил  всенощное бдение. После чтения Святого Евангелия Владыка Николай совершил  помазание верующих освященным елеем.

Его Преосвященству сослужали: ключарь казанского кафедрального собора иерей Владимир (Гончаренко), клирик казанского кафедрального собора  иерей Евгений (Родионов) и соборное духовенство. Диаконский чин возглавил:  диакон Александр Мухин.

В завершении богослужения Владыка Николай сердечно поздравил верующих  с великим двунадесятым праздником Вознесения Господня, произнес  проповедь и преподал всем свое архипастырское благословение.

Этот праздник стоит как бы на рубеже двух миров, двух реальностей — земной жизни Спасителя и Его жизни за пределами земли. А сам момент вознесения? Ведь Господь мог перейти в иной мир без этой демонстрации, но Он показывал людям, куда уходит. Он не исчезает, не растворяется — он с плотью возносится на небо. И сейчас люди, молясь, поднимают голову к небу — небо всегда было символом Божественной власти, Божественной силы, Божественного присутствия. И Господь возносится, тем самым показывая, что Он не исчезает, но переходит в иной мир, недоступный для людей, опирающихся на свои чувства, на свой разум, на свою волю, на свои ограниченные возможности.

И тут же появляется некто и говорит апостолам: «Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:11). Странный вопрос. Спаситель, умерший и воскресший, возносится на небо — как же на это не смотреть с удивлением или, может быть, с восторгом, со страхом? А некто — а был это, конечно, Божий посланник, говорит совершенно обыденно: «Сей Иисус, который сейчас возносится от вас на небо, придет вновь».

Слова эти так запали апостолам в душу, что, наверное, когда они спускались с горы Елеонской, каждый только и думал, когда же Господь придет. И это скорое ожидание пришествия Спасителя было доминирующей силой, которая организовывала общину и укрепляла веру апостолов и всех первых христиан. Все думали: ей, гряди Господи Иисусе! (Откр. 22:20) Марана-фа! (1 Кор. 16:22) А Господь не являлся — и не является.

Теперь, может быть, следует задать вопрос: а почему? Явился бы сейчас Господь — так ведь многие бы поверили, хотя были бы и те, кто ни во что не поверил. Господь дает время от Его первого до второго пришествия, когда Он действительно явится судить живым и мертвым, — время всему миру и каждому человеку для приуготовления себя к встрече со Спасителем. А для того чтобы встретиться с Ним, нужно быть там, где Он. А чтобы быть там, где Он, нужно побороть в себе грех, нужно принести покаяние, нужно совершать добрые дела, т.е. жить так, как Господь заповедал. Именно так и старались жить первые христиане, надеясь, что вот-вот сейчас Господь и придет. И сколько же чудес они творили, какая же была духовная жизнь, насколько крепка была вера, которая, собственно, и не была верой, а отождествлялась с самим знанием — вера была только в скорое пришествие Спасителя!

О сроке пришествия Спасителя никто не знает (см. Мф. 24:36), и время дается всем — и народам, и странам, и людям, — для того чтобы реально подготовиться к встрече с Господом, которая для каждого из нас произойдет очень скоро. Ведь человеческая жизнь скоротечна. Заканчивая эту жизнь, мы и встретимся с тем миром, где Господь, — это и будет для нас лично Его Второе пришествие. И мы должны быть готовы к этой встрече — не когда-то в неведомом будущем, а через десять, двадцать, тридцать, пятьдесят лет — это все мгновение перед историей и вечностью. Мы должны быть духовно, нравственно предуготовлены к этой встрече.

Вот Господь и дает нам через Церковь все возможности готовить себя к встрече с Ним. Он дает нам возможность раскаиваться в своих грехах, причем таким образом, что эти грехи как бы обнуляются. Но это желание невозможно без веры в Него, покаяния и причастия Святых Христовых Таин. Вот почему Церковь на протяжении двух тысяч лет призывает людей жить по ее правилам, потому что эти правила и есть те, что приуготовляют человека к встрече с Господом в жизни вечной. Господь ждет нашего покаяния, то, что Он требует от нас сильной веры, — это Божий замысел, и он никуда не исчезает, он все время с нами.

И как замечательно, что Господь дал нам средство счищать с себя греховную накипь, освобождаться от тяготения греха! Но это можно сделать только в Церкви и через церковные таинства — исповеди и причащения Тела и Крови Христовой. Но, с другой стороны, мы же не можем, причащаясь Тела и Крови Христовой, искушать Спасителя! Покаялись, причастились, вышли за дверь храма — и всё. Всё по-прежнему, всё как всегда — и в семье ссоры, и с соседями конфликты, кому-то не доверяем, кого-то подозреваем, на кого-то озлоблены… Так же не может продолжаться вечно! Почему мы все время испытываем милосердие Божие? А Церковь призывает к такому покаянию, которое изменяло бы человеческую жизнь. Действительно, подлинное раскаяние в грехах, соединение через таинство Евхаристии с Телом и Кровью Спасителя и дает такую возможность изменения жизни — не только здесь, на земле, но и для приуготовления себя к жизни вечной.

Если мы именуем себя христианами, то все мы должны жить по-христиански и не забывать о своем долге, выйдя за пределы храма. Мы постоянно должны помнить о нашем христианском призвании и о скором пришествии Господа Спасителя, когда бы оно ни произошло, тем более для каждого из нас оно произойдет через не такой уж большой промежуток времени, ибо слишком долго современный человек не живет — семьдесят лет, аще в силах восемьдесят лет (см. Пс. 89:10), ну а там как Бог даст.

Пусть Господь помогает всем нам приуготовлять себя к встрече со Спасителем. Помогает таким образом, чтобы ничто не омрачало нашу душу и сердце и ничто не становилось гирями, которые мешали бы нам оторваться от земли и вознестись на небо к Господу и Спасителю нашему, Который прощает наши грехи, оставляет нашу неправду, якоже не бывшую, если мы искренне этого желаем и стремимся достичь через покаяние и добродетель.

                                                                         Источник: (Официальный сайт Московского Патриархата)