В престольный праздник храма Спаса Нерукотворного епископ Николай совершил божественную литургию

29 августа 2022 года, в престольный праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа,   епископ Северобайкальский и Сосново-Озёрский Николай совершил Божественную литургию в  храме Спаса Нерукотворного в селе Сосново-Озерское.

Его Преосвященству сослужали: благочинный Сосново-Озёрского округа иерей  Александр Жимбеев, настоятель храма Спаса Нерукотворного иеромонах Иоанн (Евтюшенко).  Диаконский чин возглавил: диякон Максим Кадыш.

По окончании Литургии, в честь престольного праздника, Преосвященнейший  Владыка Николай, духовенство и миряне совершили традиционный крестный ход вокруг храма Спаса Нерукотворного.

После богослужения состоялось традиционное освящение орехов и зерен нового урожая, после чего Владыка Николай поздравил прихожан с престольным праздником, произнес проповедь и преподал всем свое архипастырское благословение.

В народе мы называем этот день Третьим Спасом — праздник установлен в честь перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Эдессы в Константинополь, которое состоялось в 944 году по инициативе византийского императора Константина Багрянородного.

Эдесский царь Авгарь болел проказой. Услышав о чудотворце — Иисусе из Назарета — царь посылает к Нему знакомого художника, повелевая написать изображение Спасителя и пригласить Его в Эдессу. Посланный не может даже подойти к Господу, потому что огромные толпы окружают Его, и пытается издали, с холма, нарисовать Его портрет, но ничего не получается. Когда посланник уже отчаялся исполнить повеление, Господь Сам подозвал его и обещал вручить то, что необходимо царю Эдесскому. И, умывшись, Господь вытер лицо Свое полотенцем, на котором чудесным образом отобразилось Его изображение, и отправил это изображение вместе с письмом царю Авгарю. Тот по вере своей исцелился, а позже апостол Фаддей пришел в те места, где проповедовал Христа и крестил, и по молитвам Фаддея оставшиеся следы проказы исчезли с лица царя Авгаря.

Правнук Авгаря был идолопоклонником, язычником — он отступил от христианской веры своего праотца и покушался на христианские святыни. И тогда епископ Эдессы, опасаясь, что Нерукотворный образ Спасителя, висевший на крепостной башне над входом в город, может быть уничтожен, тайно, ночью закрывает этот образ штукатуркой.

Так образ исчез. Только в 545 году, когда к Эдессе подступили персы и над городом нависла страшная угроза, епископ, получив откровение свыше о том, что чудотворный образ Спасителя по-прежнему находится на той самой башне, открыл этот образ. С горячей молитвой жители Эдессы обратились ко Господу, и враг не посмел войти в город.

Наверняка были ученые, исследователи, которые весь этот рассказ про эдесского царя, про Нерукотворный образ воспринимали как всего лишь легенду. Но как же поразительно все то, что произошло со Спасом на Спасской башне в городе Москве, повторяет эту историю с Нерукотворным образом! Как и в древней Эдессе, ко власти пришли язычники, люди, не верившие в Бога, которым сам вид иконы на главной башне Московского Кремля претил, не соответствовал их убеждениям. И отдан был приказ уничтожить эти иконы, но по милости Божией с ними произошло то же, что произошло с Нерукотворным образом, — они были закрыты от глаз гонителей и сохранены, и ныне явлены нам.

Нерукотворный образ был явлен, когда царь персидский Хосрой подступил к Эдессе, чтобы разрушить город; а ныне образ Спасителя явился народу нашему и всему миру без видимой угрозы внешней опасности. Но разве только внешние опасности влекут за собой гибель человечества? А сколько в жизни современного человека внутренних опасностей, сколько опасных мыслей, которые отторгают человеческое сердце от Бога! Сколько усилий предпринимается сегодня, чтобы сформировать у людей языческий образ жизни!

Нам явлен образ Спасителя для того, чтобы мы, подобно древним жителям Эдессы, спаслись — спаслись от нового языческого пленения, от безумия, которое захватило и захватывает сознание людей. Этот образ, явившийся нам так неожиданно, — разве не Божие чудо, являемое Москве, России и всему миру? И может быть, сегодня как-то особенно прозвучали слова из послания апостола Павла к Колоссянам, которые мы только что слышали. Говоря об Иисусе Христе, апостол свидетельствует: Он есть образ Бога невидимого, человеческий образ Бога, невероятная и непостижимая Божественная тайна (см. Кол. 1:15). В человеческом облике Бог является людям, и возжелал Господь, чтобы Его изображение также вошло в историю рода людского.

Икона дает нам возможность видеть невидимого Бога, возможность соприкасаться с невидимой Божественной реальностью. Икона помогает нам видеть вечное — и прошлое, и настоящее, и будущее, тот мир духовный, ту реальность, в которой пребывает Бог. Через икону мы своими человеческими очами всматриваемся в этот мир, и не просто взираем на него, но икона становится неким каналом, обеспечивающим связь человека с этим миром.

Где доныне сохраняются иконы, которые по милости Божией не были разрушены в годы лихолетья, мы молимся о том, чтобы народ наш, обращающийся к Богу, открыл свой разум и сердце к восприятию Божественного мира и чтобы великие святыни земли нашей — чудотворные иконы — помогали людям в условиях земного бытия обретать вечность

                                Источник: (Официальный сайт Московского Патриархата)